Основные этапы развития речи
14.12.2023
Речь относится к высшей психической
функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система.
Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш
попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с
окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении,
нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.
Речь ребенка от 2 месяцев до года
Эту стадию развития можно условно
поделить на три этапа.
1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок
начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие
звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это –
первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это
же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
2. Лепет. Этот период длится дольше
всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да,
па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала –
состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже
настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые
сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
3. Первые слова. К первому году жизни ребенок
учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из
одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он
произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы –
«ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает
их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея
самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек
найдет кошку).
В идеале к концу первого года
жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со
взрослыми.
Количество месяцев от рождения |
Речевые навыки |
2 |
Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций,
направленных обычно к взрослому. |
3 |
Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а»,
«о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки). |
4 |
Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в
другой — « о-о-а-а-у-у». |
5 |
Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с
некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». |
6 |
Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние
гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание
своеобразного диалога с окружающими людьми. |
7 |
Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление
смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). |
8 |
Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения
разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения). |
9 |
Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба»,
«ма-ма», усложнение лепета. |
10 |
Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного
словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается
достаточно редко) – «ав», «на». |
11 |
Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было
раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь
несколько совершенно разных значений). |
12 |
Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов,
усовершенствование подражания. |
Логопедические распевки, упражнения,
песенки для детей 2-3 лет.
Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
Следующий год жизни малыша – это
продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный
аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет
подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы
развития:
- Ребенок узнает отдельные предметы, понимает
вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и
звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми
звуками, подражанием.
- Малыш знает названия предметов и их качества,
эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака
«ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
- Понимает простые предложения, призывающие к
действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия,
например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном
запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
- К полутора годам произносит практически все
гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые
замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают
жесты, звуки, мимика.
- Максимально подражает взрослым. Обращается к ним
с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя
хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика
уходят.
- Умеет заменять неверно произнесенные слова
верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175
слов, в предложениях использует по 3-4.
- Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по
звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры.
Употребляет местоимения и прилагательные.
- Узнает слова, которые касаются событий из его
собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку».
Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в
словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются
наречия: тут, здесь.
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
Этот этап в жизни ребенка писатель
Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В
это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают
собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают
понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:
- В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой
является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов
местами.
- Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4
года может произносить распространенные предложения.
- Используются сложносочиненные и даже
сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
- Активно используют прилагательные, местоимения,
наречия, числительные.
- Гласные уже может произносить, не делая их
мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются
свистящими.
- Возникают сложности с буквами «л» и «р».
- Речь, в основном, не очень связная, присутствуют
отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
- Легко запоминают и повторяют наизусть стихи,
потешки, песни.
- Приходит понимание ритма, громкости речи. Но
малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
- Умеют рассуждать и делать выводы.
- Называют свое имя, фамилию, отчество, имена
родных и близких.
- Обобщает предметы в группы, определяет признаки
предметов (чай горячий, мед вкусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре года язык ребенка
разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием
готов читать и слушать. А также:
- Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
- Точно называет предметы и их качества.
- Придумывает собственные слова и даже стихи.
- В речи много прилагательных, предлогов.
- Становится больше личных местоимений
- Ребенок может составить логически верное
высказывание из нескольких предложений.
- Происходит овладение монологической речью и пересказом.
- Умеет внятно и красочно описать предмет,
картинку, игрушку.
- Почти все звуки произносятся правильно (могут
быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
- Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
- Говорит не быстро.
- Использует выразительную интонацию для чтения
стихов.
Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
К шести годам ребенок уже свободно
может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к
освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем
характеризуется этот период:
- Появляется много собирательных существительных,
прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
- Умеет пользоваться обобщающими понятиями
(«Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
- Знает и различает времена года, растения,
животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
- Знает, где право, лево; сколько времени.
- Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
- Знает название страны, столицы.
- Оперирует географическими понятиями.
- Знает правила движения пешеходов.
- Склоняет существительные по числам и падежам.
- Умеет согласовать существительные с
числительными, а прилагательные с существительными.
- Верно использует все части речи
- Речь связная, способен пересказывать сказку или
рассказ.
К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки
четкие, ударения верные.
Возраст ребенка в месяцах/годах |
Речевые навыки |
18/1,5 |
Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно
существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально
окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять
простые просьбы. |
Умение называть разные объекты из своего окружения, использование
нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких
предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе
от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты»,
«мне». Появление вопроса «что это?». |
|
Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых
существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени.
Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение
правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от
900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных
вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ. |
|
Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение
названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах.
Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения
большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое
повторение различных слогов, звуков, фраз и слов. |
|
Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных;
речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых
артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение
называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий
сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение
количества грамматических ошибок в речи. |
|
Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного
рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов;
появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического
запаса. |
|
Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный
текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений
с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса,
правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического
запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное
развитие логического мышления. |
Логопедические занятия по развитию речи
Самостоятельные занятия с ребенком
по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.
- Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
- Артикуляционная гимнастика
- Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику
(стихи с разнообразными движениями).
- Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и
логоритмика (стихи с движениями).
- Учим и читаем стихи для пополнения словарного
запаса.
- Речевое подражание. Показать модель поведения
(птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками
(кошка мурлычет «мурррр..»)
- Стихи с действием. Рассказывать стихотворение,
иллюстрируя его.
- Чтение.
- Развитие мелкой моторики. Например, украсить
одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
- Обязательное сенсорное развитие (использовать в
играх вкус, осязание, обоняние).
- Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда
звук; подражать бытовым звукам.
Упражнения на укрепление мышц
- «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы.
Задерживать до 30 секунд.
- «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы.
Задержать улыбку.
- «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык
положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Ошибки родителей
Часто именно невнимание родителей
приводит к нарушениям в речи ребенка.
Основные ошибки, которые допускаются
в семье:
- Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют
внимание общению.
- Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу
неверные образцы для подражания.
Ребенок запоминает, что мягкое,
детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться,
получая таким образом любовь.
- Игнорирование задержек в развитии.
- Нежелание заниматься исправлением речи ( в том
числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
- Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не
приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
- Родители устают и не готовы разговаривать, им
легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
- Взрослые мало читают малышу.
Когда стоит обратиться к логопеду
Есть несколько условий, при которых
необходимо обратиться за помощью к специалисту.
1. Не происходит гуления и лепета.
2. К двум годам совершенно не развит
словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
3. Не произносит простых звуков или
подменяет их («к» на «т» и пр.).
4. Если к трем годам малыш
разговаривает на языке, понятном только ему.
5. Ребенок все понимает, на все
реагирует, но не разговаривает.
6. Если в 4-5 лет речь невнятная,
многие звуки не произносятся.
7. Если после пятилетнего возраста
ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
8. К шести годам не произносятся верно
отдельные звуки.
9. Говорит с запинками, повторяет
слога, заикается.
10. Ребенок старше 6 лет не умеет
выучить стих, пересказать услышанное.
То, как ребенок разговаривает,
говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы
лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в
домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не
сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением,
что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2023
Дата обновления: 14.12.2023
Дата публикации: 14.12.2023