СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
17.05.2024
Правильная речь является важнейшим условием для
успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь,
тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
В случае если речь школьника недостаточно
развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия –
нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и
в усвоении многого словесного учебного материала.
До поступления в школу
родителям следует обратить внимание на
следующее:
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести – семи годам
должен четко произносить все звуки.
2.
Состояние фонематических процессов.
Этот раздел подразумевает умение ребенка
подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного
звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове,
умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение
различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние
грамматического строя.
Следует обратить внимание на
словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование
(желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
4.
Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет безошибочно
произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
5.
Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в
числе которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему
ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить
знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда»,
«Продукты», «Животные дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то, что проходил
ребенок в детском саду).
6. Состояние связной речи
Учите детей отвечать полными
предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ,
продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.
7. Развитие
мелкой моторики
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для
того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму
непосредственно руки.
Успешному
развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста;
игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание
пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание узелков
на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование
(фломастеры не рекомендуются); нанизывание бус,
бисероплетение; многое другое.
8. Состояние
пространственных функций
Умение определять «право – лево» в
различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных
положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).
9. Развитие
коммуникативных функций
Полноценному развитию коммуникативных
функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми. Речь
идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании
полного, развернутого, уверенного общения.
10. Развитие
процессов внимания, памяти
Сегодня довольно большой выбор
упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно
найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых
картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд
слов или предметов; и т.д.
11. Развитие
мышления
Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или
предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это
мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец,
яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка,
вилка, мячик, чашка).
Помогите своему ребенку:
К поступлению в 1 класс ребенок должен
знать:
- свои имя и фамилию, адрес, имена
членов семьи, номер телефона мамы / папы
- знать времена года, названия месяцев,
дней недели
- уметь различать цвета
- уметь объединять предметы в группы:
мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
- иметь элементарные представления об
окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и
поведения.
Если у ребенка есть логопедические
проблемы, то важно
перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда.
Желательно, чтобы все звуки к 1 классу
были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме
пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением
иностранного языка.
Успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2024
Дата обновления: 06.06.2024
Дата публикации: 17.05.2024