Частые вопросы учителю-логопеду и ответы на них.

23.07.2024

В каком возрасте следует начать показывать ребенка логопеду?

 

К 5 годам речь ребёнка в норме должна быть сформирована. Благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью и посетить логопеда с целью консультации.

Родители должны отслеживать динамику развития речи своего ребенка.

Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов,

ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить

за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос:

«А где вы были все это время?». Чем раньше логопед обнаружит нарушения

речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.

 

Почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение, а другим требуется помощь?

 

Причин может быть много. Это может быть и физиология – допустим, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, та же короткая уздечка или особое строение зубов (очень редкие зубки), или же нарушения прикуса, также это может быть вызвано особенностью строения языка. И еще большим плюсом к этому – психологические и неврологические особенности ребенка, да и наша современная экология (как сейчас протекают беременности). Вот из-за этих особенностей, причин и формируется у одних детей правильное произношение, а у других – нет.

 

Что такое фонематический слух?

 

Многие путают фонематический слух с физическим. Это нефизический слух. Это слух, который отвечает за восприятие звуков, за их различение. Как это можно проверить у ребенка 4-5 лет (этому мы учимся на занятиях): Апельсин, Акула, Америка – на какой звук начинаются все эти слова? «На звук «а», - ответит ребенок, если он его слышит, отличает от других звуков. Точно так же с другими звуками.

Или, например: давай произнесем «ммммалина». Произносим утрированно и спрашиваем, есть ли звук «м» в слове «малина»? Где он стоит? В начале? В середине? В конце? Если ребенок не слышит этого звука, то он его плохо произносит, и, соответственно, может путать его на письме.

 

 

Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?

 

Чтение – сложный процесс, который включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. Сначала ребенок учится переводить написанное слово в звучащее - опознавать букву и соотносить ее

со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти

технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции

автоматизируются, и малыш концентрируется на понимании смысла текста.

Подобные проблемы могут возникать и с письмом.

До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Бывают такие проблемы, когда ребенок не слышит звуков, как бы он не

старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист логопед. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).

 

Как помочь ребенку,

если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

 Хочу такой сайт

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.

Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из

которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.

Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.

Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;

– лепка буквы из пластилина;

– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;

– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;

– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими

буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;

– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной»

бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;

– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и

т.д.;

– обводка букв, написанных взрослым;

– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

 

 

   

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.10.2024

Дата обновления: 16.10.2024

Дата публикации: 23.07.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».