Частые вопросы учителю-логопеду и ответы на них.
23.07.2024
В
каком возрасте следует начать показывать ребенка логопеду?
К 5 годам речь ребёнка
в норме должна быть сформирована. Благоприятный период для развития речи
является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли
хорошо у ребенка с речью и посетить логопеда с целью консультации.
Родители должны
отслеживать динамику развития речи своего ребенка.
Ведь то, что было нормой в три года, для
четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время
беременности или родов,
ребенок наблюдался у невропатолога, то
надо особенно внимательно следить
за становлением речи. Тогда маме не
придется слышать от логопеда вопрос:
«А где вы были все это время?». Чем
раньше логопед обнаружит нарушения
речи (если они есть), тем легче будет
все исправлять.
Почему
одни дети самостоятельно формируют правильное произношение, а другим требуется
помощь?
Причин может быть
много. Это может быть и физиология – допустим, какие-либо анатомические дефекты
речевого аппарата, та же короткая уздечка или особое строение зубов (очень
редкие зубки), или же нарушения прикуса, также это может быть вызвано
особенностью строения языка. И еще большим плюсом к этому – психологические и неврологические
особенности ребенка, да и наша современная экология (как сейчас протекают
беременности). Вот из-за этих особенностей, причин и формируется у одних детей
правильное произношение, а у других – нет.
Что
такое фонематический слух?
Многие путают
фонематический слух с физическим. Это нефизический слух. Это слух, который
отвечает за восприятие звуков, за их различение. Как это можно проверить у
ребенка 4-5 лет (этому мы учимся на занятиях): Апельсин, Акула, Америка – на
какой звук начинаются все эти слова? «На звук «а», - ответит ребенок, если он
его слышит, отличает от других звуков. Точно так же с другими звуками.
Или, например: давай произнесем
«ммммалина». Произносим утрированно и спрашиваем, есть ли звук «м» в слове
«малина»? Где он стоит? В начале? В середине? В конце? Если ребенок не слышит
этого звука, то он его плохо произносит, и, соответственно, может путать его на
письме.
Ребенок
плохо читает и пишет. Что делать?
Чтение – сложный
процесс, который включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного.
Сначала ребенок учится переводить написанное слово в звучащее - опознавать
букву и соотносить ее
со звуком, соединять несколько букв в
слог и несколько слогов в слово. Эти
технические операции поглощают все
внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно
технические операции
автоматизируются, и малыш
концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого
класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о
несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены,
перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Бывают такие проблемы,
когда ребенок не слышит звуков, как бы он не
старался, как следствие проблемы в письме.
Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист
логопед. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с
нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог
ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как
помочь ребенку,
если
он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет
буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще
всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли
ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать
картинки из шести кубиков (на каждом из
которых – фрагмент картинки). Если он
затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для
развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия
типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные
конструкторы.
Бывает, что ребенок
путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной
становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При
этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка
находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было
легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву
большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру,
нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых
букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со
знакомыми предметами, другими
буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из
мелкой наждачной или «бархатной»
бумаги, узнавание букв на ощупь с
закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных
материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и
т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам,
поставленным взрослым.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2024
Дата обновления: 16.10.2024
Дата публикации: 23.07.2024