14.10.2020
Говорить умеют почти
все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы
пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений,
настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных
потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает
его от всех других представителей живого мира.
Речь самый простой и
самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная
наука и немалое искусство.
Проблемы и задачи
развития речи детей дошкольного возраста
были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое
внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что
задачи по её формированию занимают
особое место в воспитании.
В дошкольном возрасте ребенок
должен овладеть таким словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться
в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика
рассматривает развитие словаря у детей как одну
из важных задач развития речи.
Для развития словарного запаса важно
постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят
от того, насколько полноценным является его общение. Важно
беседовать с дошкольником,
задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты
понимания и употребления слов
ребенком.
Что
включает в себя словарная работа с детьми в детском саду?
Словарная работа в детском саду – это
планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных
для них слов. (Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и
употребляет (более или менее часто). Активный словарь во
многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь - человек понимает слова, но
сам их не употребляет.)) Большое внимание в словарной работе
уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и
представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы
родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно
овладевают.
Задачи
словарной работы.
1.
обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее
неизвестных детям слов;
2.
уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая
работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием
слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
3.
активизация словаря, т.е. перенесение как можно
большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения,
словосочетания;
4.
устранение нелитературных слов, перевод их в
пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Усложнение содержания словарной работы
наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
1.
овладение словарём в единстве с восприятием
предметов и явлений в целом;
2.
рост словаря за счёт понимания слов.
Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот
процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими
мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
3.
Введение в лексикон слов, обозначающих
элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать
предметы и явления по существенным признакам.
Словарная
работа в каждой группе производится на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического
развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Принципы
словарной работы:
1. работа
над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе
активной познавательной деятельности;
2. формирование
словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных
способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3. все
задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой
последовательности.
Словарная
работа ведется как на занятиях, так и в
других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов
в бытовой и трудовой деятельности; в играх детей, в творческой и художественной
деятельности детей.
Приёмы
словарной работы:
·
называние – (образец
произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести
намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без
искажений. Называние сопровождается показом объекта.
·
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
·
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в
течение занятия, отдельными детьми с места, а также
повторение хором.
·
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления
понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
·
Вопрос дошкольникам нужно
задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
·
Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
·
Загадки, сравнение предметов.
Наглядным образом
знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает
слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.
Значение словарной работы:
1) словарная работа в детском саду
направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей
системе работы по
речевому развитию детей;
2) овладение словарём является признаком
хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития
ребёнка;
3) усвоение словаря решает задачу накопления и
уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны
мышления;
4) своевременное
развитие словаря – один из важных факторов подготовки к
школьному обучению.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
1. Словесные приёмы
– речевой образец, повторное проговаривание,
объяснение, указания, вопрос.
2. Наглядные
приёмы – показ иллюстративного материала, картин,
предметов, показ образца, способов действия.
3. Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у
ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный
эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность
детей и результативность занятий.
За последние годы
вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.
Применение наглядных методов на занятиях в
детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.
Наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень
доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из
принципов обучения.
Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного
возраста, который может помочь ему качественно
усвоить изучаемый материал.
Наглядность
способствует развитию мыслительных операций ребенка и
обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует
математические представления.
Систематическое
применение наглядности во время занятий увеличивает
самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.
Все это является важным
в развитии личности ребенка.
Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Пересчитывая числа,
выполняя арифметические действия - все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на
занятиях наглядный материал,
способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает
заинтересованность детей.
Методы
использования наглядности можно
разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод
демонстрации.
Благодаря этим методам
возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить
анализировать природные и социальные явления, а также научить их
концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью демонстрации
внимание дошкольников оказывается
направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние
характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация
особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю
следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова
воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.
Различаются следующие виды наглядности:
1. Естественная наглядность (растения, животные,
полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами
природы.
2. Экспериментальная наглядность (явления испарения,
таяния льда); функция – знакомство с явлениями и
процессами в ходе опытов, наблюдений.
3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии,
диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то
фактами, предметами, явлениями через их отображение.
4. Объемная наглядность (макеты, муляжи,
геометрические фигуры); функция – знакомство с теми
предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
5. Звуковая наглядность;
функция – воспроизведение звуковых образов.
6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы,
карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно -
обобщенным, символическим отображением реального мира.
7. Смешанная наглядность –
учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого
отображения действительности.
Наглядные приёмы
обучения:
-Показ способов действий
-Показ образца.
Показ действий, способов работы, последовательности её выполнения применяются на
физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной
деятельности, в трудовом обучении.
Этот приём раскрывает
перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память,
мышление. Показ должен быть точным, чётким. Дети должны видеть каждое движение,
замечать особенности его выполнения, каждое своё действие Воспитатель
обозначает словом.
Показ образца используется в обучении изо деятельности, труду, (особенно ручному,
художественному). Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы
выполнения.
В зависимости от уровня
знаний и умений воспитанников, педагог предлагает им полный образец или
несколько образцов на выбор.
Прежде чем отобрать для
занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения
в зависимости от его дидактических возможностей.
При формировании
представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой,
распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные
таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.
Демонстрация наглядных
пособий - рассматривание картин, репродукции, диафильмов, слайдов,
видеофильмов, дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов.
Формируются статические наглядные образы. На картине можно подробно рассмотреть
предмет, его составные части, выявить свойства. Благодаря этому осуществляется
уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.
Рассматривание картин, наглядных средств помогает развивать наблюдательность,
мыслительные процессы, обогащать речь. Большую роль демонстрация играет в
расширении кругозора детей. Используются в доу разные виды картин: специально
созданные дидактические картины (о временах года, животном мире), репродукции
картин известных художников (золотая осень, грачи прилетели), книжная графика
(иллюстрация в книге), предметные картинки (игрушки, транспорт). С помощью
слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога.
Бедность словаря мешает
полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
И наоборот, богатство
словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня
умственного развития.
Своевременное развитие
словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.11.2024
Дата обновления: 05.11.2024
Дата публикации: 14.10.2020