Консультация педагога-психолога для родителей «Ребенок с синдромом гиперактивности»
15.01.2025
В последнее время все больше и
больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность".
Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов,
учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением
ребенка. Очень часто подобный "ярлык" вешается без разбора на любого,
просто активного, ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно
подразумевается под этим "диагнозом" – гиперактивность.
Выделяют следующие признаки гиперактивности:
1. Ребенок находится в постоянном движении, ему крайне
сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он продолжает
двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
2. Для такого малыша характерны резкие смены настроения.
Часто бросается на пол, у него так называемая "сухая" истерика –
только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно.
3. Ребенок быстро и много говорит, глотает слова,
перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает
ответы на них, часто убегает или отвлекается.
4. Часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и
слышит его.
5. Ребенку сложно доводить до конца начатое им дело, даже
если оно ему интересно.
6. Ребенка невозможно вовремя уложить спать, а если малыш
все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком просыпаясь
посреди сна.
7. У гиперактивных детей часто имеются кишечные
расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
8. Основная жалоба родителей таких детей – это
то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и
ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя
одинаково активно.
9. Гиперактивный ребенок часто провоцирует
конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем
пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
10. Для гиперактивного ребенка характерны следующие
общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная,
двигательная, умственная) и импульсивность.
Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных
моментов, требуется консультация специалиста.
Необходимо сначала проконсультироваться с
психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать
проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями,
а также с темпераментом холерика.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители,
как правило, испытывают много трудностей.
Одни пытаются жесткими мерами бороться с
"непослушанием" ребенка, усиливают дисциплинарные способы
воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший
проступок, вводят жесткую систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают
руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему
полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других
общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка,
начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь,
негативно влияет на чувствительного ребенка).
Однако во всех вышеперечисленных
случаях родители неспособны выработать последовательную оптимальную
линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия мало, эффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании
гиперактивного ребенка являются:
1. Недостаток эмоционального внимания, подменяемого
физиологическим уходом.
2. Недостаток твердости и контроля воспитания.
3. Неумение воспитать навыки управления гневом, так
как чаще всего сами не обладают этим навыком.
Что же делать?
1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться
мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком задание,
желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций,
эмоционально приподнятого тона.
2. Гиперактивный ребенок, будучи очень
чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к
настроению взрослого.
3. Родительские эмоции захлестнут его и станут
препятствием для эффективных действий.
4. Соблюдение дома четкого распорядка дня – еще одно из
важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
5. И прием пищи, и прогулки, и выполнения домашних
заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное для ребенка время.
6. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен
ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна
быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном
случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из
состояния ребенка).
7. По-возможности надо
оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере,
и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному
возбуждению.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они
начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то
образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребенку
оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень
полезен массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также
контролировать двигательную активность.
Хорошо зарекомендовал себя при
коррекции гиперактивности метод песочной терапии (sandplay).
Ну и самое главное - гиперактивным детям
особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и
принятии.
Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и
папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков.
Любят, просто потому, что Он есть в их жизни.
Почаще говорите об этом своим детям!
Уважаемые мамы, вы должны понять, что улучшение состояния
вашего ребёнка зависит в значительной мере от доброго, спокойного и
последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребёнка мама и
другие близкие, должны избегать двух крайностей:
• с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и
вседозволенности;
• с другой, постановки завышенных требований,
которые ребёнок не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней
пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Родителям нужно помнить, что частое изменение указаний и
колебания вашего настроения оказывают на таких детей гораздо более глубокое
негативное воздействие, чем на других.
Уважаемые родители, также важно знать, что
сопутствующие нарушения в поведении поддаются исправлению, но процесс
улучшения состояний ребёнка занимает обычно длительное время и
наступает не сразу. Поэтому от Вас потребуются большие усилия и огромное
терпение.
Посвятите время оценке ваших отношений. Если вы привыкли
раздражаться и сердиться каждый раз, когда ваш ребёнок плохо себя ведёт,
или если вы всё чаще кричите и наказываете его, но безрезультатно, попытайтесь
сначала постепенно восстановить отношения. Несколько раз в день обратите
внимание на то, что ребёнок делает хорошо. Если необходимо, создайте для
вашего ребёнка такую ситуацию, чтобы он повёл себя хорошо, и похвалите
его.
По мере того, как будет меняться ваше отношение
к ребёнку, вы заметите, как меняется отношение к вам вашего
малыша. Ребёнок, у которого, когда - то не было ни одной причины
понравиться родителю, теперь будет пытаться найти способ заслужить вашу
похвалу.
Шпаргалка для родителей, или правила воспитания
гиперактивных детей:
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне
поведения близких ребёнку взрослых людей.
• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные
аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка.
Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчёркивайте успехи,
какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к
тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.
• Избегайте категоричных слов и выражений, жёстких
оценок, упрёков, угроз, которые могут вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже
говорить «нет», «нельзя», «прекрати», а лучше попробуйте
переключить внимание малыша и, если удастся, сделайте это, легко, с юмором.
• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным
голосом, не унижайте ребёнка.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и
окружающей обстановке в семье.
• Если есть возможность, постарайтесь выделить
для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его
собственную территорию). В оформлении желательно избегать ярких цветов. На столе
и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов.
• Старайтесь поддерживать дома чёткий распорядок дня,
следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
• Определите для ребёнка круг обязанностей, а их
исполнение держите под постоянным наблюдением контролем, но не слишком жёстко.
Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от
совершенства.
• Избегайте по возможности скопления людей. Пребывания в
крупных магазинах, на рынках и т. д.
Третья группа рекомендаций направлена на
активное взаимодействие ребёнка с близким взрослым, на развитие
способности, как взрослого, так и ребёнка почувствовать друг друга,
сблизится эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей
деятельность игра, поскольку она близка и понятна ребёнку.
• Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним
партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно
приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребёнку возможность расходовать
избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.
• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребёнка.
Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая
неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных
мер.
Предлагаем вам несколько вариантов игр в домашних
условиях с гиперактивным ребенком, с целью эмоционального сближения друг
с другом: «Будь внимателен»
Ребёнок выполняет по команде взрослого
гимнастическое упражнение по словесной команде, например, по команде «Зайчик» - прыжки на
месте; «Птицы» - взмахи руками; «Лягушки» - присесть и
скакать вприсядку и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться
с различными интервалами. «Волшебное слово»
Ребёнок повторяет упражнение за взрослым, но только
в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!» «Час тишины и час
можно»
Эта игра даст возможность ребёнку сбросить
накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением. На
сигнал «Час тишины» ребёнок должен вести себя
тихо, спокойно разговаривать, рисовать. А на сигнал «Можно» разрешается бегать,
прыгать, кричать. Лучше заранее оговорить, какие конкретно действия разрешены,
а какие запрещены. «Клубочек»
Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать
в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что это не простой, а волшебный клубок.
Как только он начнёт его сматывать, то сразу же успокоится. «Археология»
В таз с песком или крупой опустите кисти рук и засыпьте
их. Предложите ребёнку «откопать» ваши руки. При этом
нельзя дотрагиваться до кистей. Как только он закончит раскопки, поменяйтесь с
ним ролями. «Подхвати палку»
Это упражнение можно выполнять стоя с гимнастической
полкой или сидя за столом – с карандашом. Взрослый придерживает палку или
карандаш пальцем и подаёт условленную заранее команду, одновременно отпуская
палку. Ребёнок должен подхватить её пока она не упала и становится
ведущим.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2025
Дата обновления: 31.01.2025
Дата публикации: 15.01.2025