Ендальцева
Ирина
Викторовна
Подписан: Ендальцева Ирина Викторовна
DN: C=RU, O=МБДОО детский сад 8,
CN=Ендальцева Ирина Викторовна,
E=mbdoo8@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.10.22 10:37:04+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.0.1
Утверждаю
Заведующий МБДОО
Детского сада №8
__________Ендальцева И.В.
«______»_________20____г.
Физическое Художественно –
развитие
эстетическое
развитие
Речевое развитие Познавательно
е
развитие
Социальнокоммуникативное р-ие
Образовательная
Область
(направление)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОО ДЕТСКОГО САДА №8 НА 2024 – 2025 УЧ.Г.
Виды
деятельности
Объем образовательной нагрузки
3-й год жизни
8-10 мин
Кол-во
занятий
нед./год
Длит.
(мин)
в неделю
4 –й год жизни
15 мин
Кол-во
занятий
нед./год
Длит.
(мин)
в неделю
5 –й год жизни
20 мин
Кол-во
занятий
нед./год
Длит.
(мин)
в неделю
6 –й год жизни
25 мин
Кол-во
занятий
нед./год
Длит.
(мин)
в неделю
7 –й год жизни
30 мин
Кол-во
занятий
нед./год
Длит.
(мин)
в неделю
Обязательная часть
Безопасность
(ЗОЖ)
Игра
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также проводится в процессе режимных
моментов
Труд
Игровые тренинги с
психологом
Формирование
целостной картины мира
Формирование
элементарных
математических
представлений
Развитие речи
-
-
-
-
-
-
-
-
1/28
30/30
1/36
8
1/36
15
1/36
20
1/36
25
1/36
30/30
1/28
15
1/28
20
1/28
25
1/28
30/30
1/28
15
1/28
20
2/56
25
2/56
30/60
-
-
1/28
30/30
1/28
30/30
Дидактические игры
проводятся в
процессе режимных
моментов
1/28
8
Обучение грамоте
Ознакомление с
художественной
литературой
ИЗО
Конструктивная и
продуктивная
деятельность
Музыка
Физическая культура
«Динамический час»
Образовательная деятельность
обязательной части
(длительность в неделю/год)
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также в процессе
режимных моментов
2/72
20
2/72
30
2/72
40
Проводится в процессе совместной образовательной
деятельности взрослых и детей в соответствии с
циклограммой
2/72
50
2/72
30/60
1/36
25
1/36
30/30
2/72
20
2/72
30
2/72
40
2/72
50
2/72
30/60
2/72
20
2/72
30
2/72
40
2/72
50
2/72
30/60
1/36
10
1/36
15
1/36
20
1/36
25
1/36
25/25
9/300
90
10/328
155
10/328
200
12/378
275
15/496
445
(1ч.30)
(2ч.35м)
(3ч.20)
(7ч25м)
(4ч.35м)
П
Р
Х-Э
Р
ФР
РР
Часть, формируемая дошкольной организацией
Кружок по подготовке
детей к школе
«Грамотейка»
Секция ОФП
«Спортивная игротека»
Кружок музыкальной
ритмики «Неваляшки»
Танцевальный кружок
«Сударушка»
Оркестр народных
инструментов
«Шумелки»
Экологический кружок
«Золотой ключик»
Образовательная деятельность
вариативной части (длительность
в неделю/год)
Общее количество занятий
(нед./год) / объем недельной
нагрузки (мин/часы)
9/300
90
(1ч.30м)
-
-
-
-
-
-
1/28
25/25
-
-
1/28
15/15
1/28
20/20
-
-
-
-
2/56
15/30
2/56
20/40
-
-
-
-
-
-
-
-
2/56
25/50
2/56
10/20
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2/68
20/40
2/68
25/50
2/56
10/20
3/84
15/45
5/152
20/100
4/124
25/100
155
(2ч.35м)
13/412
245
(4ч05м)
17/530
375
(6ч.15м)
20/616
565
(9ч25м )
10/328
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МБДОО детского сада № 8 на 2024 – 2025 уч.г.
Воспитательный процесс в Организации осуществляется на основе целостности
образовательного пространства и интеграции всех субъектов и структурных подразделений и
представлен следующими документами:
• учебный план, учебная нагрузка;
• гибкая вариативная сетка занятий.
Учебный план Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организациидетского сада №8 составлен в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями,
вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
- Устав МБДОО №8 детского сада №8 от 27.08.2014г.;
- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20 г. № 28;
- санитарными правилами СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов и среды обитания»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.21 г. № 2;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС);
- ОП ДО;
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга»
авторы С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, научный руководитель Е.В.Соловьева
(2014г.),
Распределение непосредственно образовательной деятельности основано на принципах:
- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;
- дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом
процессе модульный подход;
- отражение специфики МБДОО:
- ориентирование на реализацию образовательной услуги.
МБДОО детский сад № 8 работает в режиме пятидневной рабочей недели. В МБДОО
функционирует 10 групп с дневным 10,5 часовым режимом пребывания детей:
1-я младшая группа – 1 группа (2-3 года);
младшая группа- 2 группы (3-4 года);
средняя группа – 1 группы (4-5 лет);
старшая группа – 2 группа (5-6 лет);
подготовительная группа – 1 группа (6-7 лет).
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.
На базе МБДОО функционирует логопункт с целью осуществления коррекционной работы
учителем - логопедом. Количество воспитанников-25-30.
Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарным правилам СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.20 г. № 28; санитарным правилам СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для
человека факторов и среды обитания» Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.21 г. № 2; санитарным правилам СП 3.1/24 3598-20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.20 г. № 16.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного
возраста, не более:
-в 1 младшей группе (дети третьего года жизни) – 20 минут;
-в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 30 минут;
-в средней группе (дети пятого года жизни) - 40 минут;
-в старшей группе (дети шестого года жизни) – 50 минут или 75 минут при организации 1
занятия после дневного сна;
-в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 90 минут.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:
-для детей 3-го года жизни 8-10 мин.;
-для детей 4-го года жизни - не более 15 минут;
- для детей 5-го года жизни - не более 20 минут;
- для детей 6-го года жизни - не более 25 минут;
- для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки
в
первой
половине
дня
в
младшей
и
средней группах не превышает
30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа
соответственно.
В
середине
времени,
отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10
минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не
более 25 30 минут в день. В середине непосредственно
образовательной деятельности
статического характера проводят физкультминутку.
Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования - соблюдение минимального
количества занятий на изучение каждой образовательной деятельности, которое определено в
инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.
В учебный план включены пять направлений, обеспечивающие познавательное,
речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое
развитие воспитанников.
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия
в логопункте проводятся малыми подгруппами (2-3воспитанника) или индивидуально и
выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется
Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителемлогопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в
общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность
обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка.
Развивающие занятия педагога – психолога с воспитанниками подготовительных групп входят
в учебный план в виде игровых тренингов. На основании Письма Министерства образования
Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по
психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе
в условиях модернизации образования»
Вариативная часть в учебном плане расширяет область образовательных услуг для
воспитанников.
Общая учебная нагрузка (непосредственно образовательная деятельность) инвариантной и
вариативной частей плана по всем направлениям развития составляет:
в I младшей группе – 9+0 (СанПиН – 1ч.30 мин.)
в младшей группе – 10 +0(СанПиН – 2ч.35 мин.)
в средней группе – 11 + 1(СанПиН – 4 ч.05м)
в старшей группе – 13 + 3(СанПиН – 6ч. 35 мин.)
в подготовительной группе – 15+ 3(СанПиН – 8ч. 45 мин.)
Федеральный компонент сохранен полностью.
Данный учебный план и гарантирует подготовку детей к школьному обучению.
В соответствии с Положением о работе кружков и секций:
- младшей группе каждый ребенок посещает не более одного кружка в период отсутствия
занятий в бассейне;
- в средней группе каждый ребенок посещает не более одного кружка;
- в старших и подготовительных группах каждый ребенок посещает не более 3-х кружков.
Вариативная часть
На базе ДОО организованы для воспитанников:
в возрасте от 3 до 4 лет:
- оркестр народных инструментов «Шумелки»
в возрасте от 4 до 5 лет:
- спортивная секция ОФП «Спортивная игротека»
проводится по разработанной
инструктором по физической культуре программе.
Цель программы: повысить двигательную активности детей дошкольного возраста, через
организацию подвижных и элементов спортивных игр.
Задачи программы направлены на:
•
удовлетворение потребности детей в движениях;
•
развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общую выносливость;
•
развитие глазомера, укрепление силы мышц рук и туловища.
По окончании периода обучения проводится итоговый учет пройденного материала в форме
педагогической диагностики.
- танцевальный кружок «Неваляшки»
Задачи программы направлены на формирование специальных навыков хореографической
пластики, музыкального ритма, развитие творческих возможностей.
По окончании периода обучения проводится итоговый учет пройденного материала в форме
отчетного концерта.
в возрасте 5 – 7 лет
- спортивная секция ОФП «Спортивная игротека»
проводится по разработанной
инструктором по физической культуре программе.
Цель программы: повысить двигательную активности детей дошкольного возраста, через
организацию подвижных и элементов спортивных игр.
Задачи программы направлены на:
•
удовлетворение потребности детей в движениях;
•
развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общую выносливость;
•
развитие глазомера, укрепление силы мышц рук и туловища.
По окончании периода обучения проводится итоговый учет пройденного материала в форме
педагогической диагностики.
- танцевальный кружок «Неваляшки»
Задачи программы направлены на формирование специальных навыков хореографической
пластики, музыкального ритма, развитие творческих возможностей.
По окончании периода обучения проводится итоговый учет пройденного материала в форме
отчетного концерта.
-экологический кружок «Золотой ключик» проводится по разработанной педагогом эколого
- биологического центра г. Миллерово программе.
Цель: Развитие творческих способностей детей и экологической образовательной и
воспитательной культуры, на основе комплексного использования интегрированной
организации детской деятельности.
Поставленная цель раскрывается в триединстве задач:
Художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения,
образного мышления, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих
идей.
Технической – освоение практических приемов и навыков детьми в изобразительных,
декоративных и конструктивных видах творчества.
Воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество и формирование экологической, образовательной и
воспитательной культуры ребёнка.
в возрасте 6 – 7 лет
- танцевальной кружок «Сударушка», который проводится в соответствии с программой
Т.Суворова «Танцевальная ритмика для детей» и программой А.И. Бурениной «Ритмическая
мозаика», методическими пособиями Г.А. Колодницкого «Музыкальные игры, ритмические
упражнения и танцы для детей», А. Климова «Основы русского народного танца» и
направлена на развитие согласованности движений с музыкой, передачу характера музыки в
движении, обучение детей выразительному непринужденному движению в соответствии с
динамикой музыкальных образов и характером музыки, выраженных различными средствами.
Региональный компонент включает в себя казачьи музыкальные произведения и танцы.
По окончании периода обучения проводится итоговый учет пройденного материала в форме
отчетного концерта.
- экологический кружок «Золотой ключик» проводится по разработанной педагогом
эколого - биологического центра г. Миллерово программе.
Цель: Развитие творческих способностей детей и экологической образовательной и
воспитательной культуры, на основе комплексного использования интегрированной
организации детской деятельности.
Поставленная цель раскрывается в триединстве задач:
Художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения,
образного мышления, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих
идей.
Технической – освоение практических приемов и навыков детьми в изобразительных,
декоративных и конструктивных видах творчества.
Воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество и формирование экологической, образовательной и
воспитательной культуры ребёнка.
- кружок по подготовке детей к школе «Грамотейка», который проводится в соответствии
с программой учителя-логопеда.
Цель программы: профилактика дисграфии и формирование необходимости готовности детей
к школе.
Задачи программы направлены на формирование основных необходимых навыков и
организованности в учебной деятельности; развитие познавательного интереса и желания
учиться в школе; на развитие звуковой стороны речи; на развитие фонематического слуха; на
развитие анализа и синтеза речи; на формирование лексико – грамматического строя речи.
Структура учебного года:
-2 сентября-30 сентября — адаптационный, диагностический период, который включает в себя
непосредственно образовательную деятельность по ИЗО, конструктивной и познавательной
деятельности;
-1 октября -25 декабря - учебный период, который включает в себя непосредственно
образовательную деятельность по подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с
художественной литературой (в подготовительной группе) и ознакомлению с буквами (в
старшей группе); развитию речи, РЭМП, ИЗО, конструктивной и познавательной
деятельности (во всех возрастных группах);
- с 25 декабря -8 января – каникулы. В этот период проводится непосредственно
образовательная деятельность только эстетически – оздоровительного цикла
(музыкальные, спортивные, изобразительного искусства);
-9 января- 30апреля - учебный период;
-5 мая- 30 мая - диагностический период;
-30 мая- 29 августа - каникулы (летний оздоровительный период. В этот период
проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии,
самостоятельная и совместная изодеятельность).
Таким образом, длительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Педагогам предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе,
интегрируя (объединяя) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных
целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют
содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая
достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.
В педагогическом процессе используются фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
формы работы с детьми. Они применяются в зависимости от возраста, уровня развития,
сложности программного и дидактического материала.
Реализация учебного плана осуществляется по основным направлениям образовательной
деятельности: познавательно - речевое, физкультурно-оздоровительное, художественно эстетическое и социально – личностное, которые включают в себя пять образовательных
областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие и физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие включает в себя игровую деятельность, труд,
которые интегрируются со всеми образовательными областями и проводятся в процессе
режимных моментов.
Познавательное развитие включает в себя формирование целостной картины мира (занятия
по познавательному развитию), формирование элементарных математических представлений.
С детьми 3-го года жизни сенсорное развитие включает в себя дидактические игры, которые
проводятся в процессе режимных моментов, в соответствии с циклограммой.
Речевое развитие включает в себя развитие речи, обучение грамоте, в том числе
ознакомление с буквами в старшей группе; ознакомление детей 6-7 лет с художественной
литературой в формате НОД (непосредственно образовательной деятельности), а в младших,
средних, старших группах интегрируется со всеми образовательными областями, а также в
процессе режимных моментов.
Художественно – эстетическое развитие включает в себя занятия по изодеятельности
(рисование, лепка, ознакомление с искусством, декоративно-прикладное искусство); занятия
конструктивной и продуктивной деятельностью в младших, средних группах проводятся в
процессе совместной образовательной деятельности взрослых и детей в соответствии с
циклограммой, а в старших и подготовительных группах как непосредственно
образовательная деятельность. Музыка также является частью художественно – эстетического
развития.
Физическое развитие включает в себя занятия физической культурой – 2 занятия в неделю и
1 раз в неделю в форме «Динамического часа» на прогулке. «Динамический час» - одна из
форм инновационной работы в детском саду, которая позволяет значительно повысить
самостоятельную активность детей, любознательность, инициативу, вовлечь специалистов и
родителей в образовательный процесс. Она организуется инструктором по физической
культуре во группах как физкультурное занятие на воздухе. Длительность его 10-25 минут.
Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе упор делается на
основной вид деятельности – игру, а также деятельность по безопасности (ЗОЖ).
Структура «Динамического часа»:
1 часть - оздоровительная разминка: в игровой форме используются различные виды ходьбы,
бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и
осанки.
2 часть – оздоровительно-развивающая – тренировка определенного вида физических умений
и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть совместно.
Число заданий в частях зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной
активности и умений, места проведения динамического часа.
Еще одной составляющей физического развития является плавание. Занятия проводятся в
отопительный период и в соответствии с СанПиН.
Специфика учебного плана заключается:
- в точном определении для каждой возрастной группы воспитанников интеллектуальных,
физических и психо-эмоциональных нагрузок в течение недели;
- в наличии определенного резерва времени, так как учреждение может оказаться в
неблагоприятной для образовательного процесса ситуации (карантины, повышение
заболеваемости в период межсезонья и пр.), когда учебные нагрузки на детей должны быть
снижены;
Учебный план определяет точное количество часов на освоение детьми каждого
образовательного курса. На его основании разрабатываются тематические планы курсов и
сетки занятий для каждой возрастной группы, которые предусматривают изменения и
корректировку в течение учебного года в зависимости от уровня развития воспитанников и
темпов усвоения программного материала в каждой конкретной возрастной группе. Это
позволяет нормировать нагрузки не только по времени, но и по содержанию деятельности
воспитанников.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко
определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 7 месяцев, без
учета сентября, новогодних каникул, мая и трех летних месяцев. В сентябре и мае проводятся
занятия познавательного и художественно-эстетического циклов.
В теплое время года образовательная деятельность осуществляется на прогулке.
На основании этого, образовательная программа детского сада ставит своей целью
обогащение содержания работы с детьми дошкольного возраста, удовлетворение их
потребности в познании, созидании и творчестве, нахождение дифференцированного
содержания воспитания для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и уровня
развития.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.