Парциальная программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцаковой.
При
организации конструктивной деятельности реализуется парциальная программа
«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцаковой.
Содержание
работы с детьми по конструированию и художественному труду, относится к
образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое
развитие» соответственно. Это отразилось в двух вариантах реализации программы,
применимых во всех возрастных группах детского сада.
Первый
вариант удобно использовать в традиционных дошкольных учреждениях, второй — как
в традиционных, так и в дошкольных учреждениях нового типа:
учебно-воспитательных комплексах, прогимназиях, частных детских садах и др.
При
первом варианте больше внимания уделяется учебной деятельности на занятиях;
чаще используется репродуктивный метод обучения (подробный показ способов
действий, работа по образцу воспитателя и т.д.); различные материалы
предлагаются детям постепенно, по мере усвоения навыков работы с ними.
Второй
вариант реализации программы предполагает сокращение количества занятий,
которые могут проводиться как со всей группой, так и по подгруппам.
Репродуктивный метод обучения здесь сводится к минимуму; занимательные игры и
упражнения становятся обучающими и используются как на занятиях, так и вне их.
Начиная уже с младшего дошкольного возраста детям дается возможность постигать
свойства различных материалов, активно действуя с ними. Методы сотрудничества,
сотворчества являются основными. Детей нацеливают не на постепенное овладение
способами изготовления однотипных построек и поделок, а на изготовление
множества различных конструкций и изделий с помощью основного усвоенного ими
способа действия.
Целью
авторской программы является развитие конструкторских и художественных
способностей детей. Задачи программы: сформировать у дошкольников
познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной
деятельности; приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Главное
в программе — развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого
потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми,
без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя. Она нацеливает на
естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие
активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру
предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.
В
процессе деятельности у ребят формируются такие качества, как инициативность,
самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость,
коммуникабельность. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом
снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот
потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Программа
предлагает систему разнообразных
занимательных игр- экспериментов, игр-фантазий, которые позволят в увлекательной
для дошкольников форме развивать их конструкторские способности, отрабатывать
навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение
мыслить легко и свободно.