Образовательная программа дошкольного образования «Радуга»
Целостность педагогического процесса в дошкольном
образовательном учреждении обеспечивается реализацией примерной основной
образовательной программы дошкольного образования «Радуга» авторы С.Г.
Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова. Научный руководитель Е.В. Соловьева.
«Радуга» предназначена для работы с детьми от 2
месяцев до 8 лет.
Программа разработана на основе ФГОС дошкольного
образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья.
Программа реализует принципы полноценного проживания
ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного
процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и поможет
педагогам организовать работу по реализации всех образовательных областей,
заявленных в Стандарте дошкольного образования.
Для каждой возрастной группы «Радуга» издается двумя
отдельными книгами: «Воспитание, образование и развитие детей» и «Планирование
работы в детском саду». Своеобразие
программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям
стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами — введением воспитателем
игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия.
Этот принцип используется даже для детей старшего дошкольного возраста.
Программой предписываются некоторые вполне традиционные развлекательные
мероприятия, организующие детей вне занятий («Утро радостных встреч», «Сладкий
вечер», «Новоселье» и др.).
Программа
«Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:
• сохранять
и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формиро¬вать у них
привычку к здоровому образу жизни;
• содействовать
своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
• обеспечивать
каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного
детства.
Общие цели
Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной
работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержа-тельном разделе.
Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.
Программа
«Радуга» задумана и реализована как охватывающая все основные стороны
образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского и
предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.
В программе
«Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад:
·
находится
в любом регионе Российской Федерации (учитывая специфику климатических,
национальных, этнокультурных условий);
·
расположен
как в городском, так и в сельском поселении;
·
имеет
любое количество групп;
·
расположен
в здании, построенном как по типовому, так и по индивидуальному проекту, а
также во встроенных детских садах в жилых комплексах;
·
располагает
как богатой, так и скромной материальной базой;
·
имеет
дополнительные источники финансирования или не обладает ими;
·
реализует
программу дошкольного образования как в группах полного дня, так и в группах
кратковременного пребывания, группах круглосуточного пребывания, а также в семейных
детских садах и центрах игровой поддержки ребёнка; в группах детей разного возраста
от 2 месяцев до 8 лет, в том числе разновозрастных группах; в инклюзивны
группах;
·
реализует
как основные, так и дополнительные образовательные программы, в том числе
дополнительные программы — как на бесплатной, так и на платной основе;
·
осуществляет
образовательный процесс как при наличии специалистов разного профиля, так и при
их отсутствии; как с молодыми специалистами, так и с опытными кадрами с большим
педагогическим стажем, разделяющими цели и ценности программы и готовыми к
профессиональному росту и развитию;
·
реализует
программу дошкольного образования при поддержке родителей, разде- ляющих
ценности и цели Программы «Радуга», или без такой поддержки.
Содержание образовательной деятельности реализуется по
5 образовательным областям:
·
социально
– коммуникативное развитие;
·
познавательное
развитие: мир природы и мир человека; математические представления;
·
речевое
развитие:
·
художественно
– эстетическое развитие;
·
физическое
развитие.