Парциальная программа « Я, ТЫ, МЫ». Авторы программы О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина
Для решения задач социально – коммуникативного развития в
ДО реализуется парциальная программа « Я, ТЫ, МЫ». Авторы программы О.Л.Князева,
Р.Б. Стеркина.
Данная психологическая тренинг- программа предназначена
для работы с детьми 3-6 лет. Программа
направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной
компетентности ребенка.
Программа позволяет
также решить и комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием
нравственных форм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и
взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных
ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные
возможности.
В программу входят
следующие разделы:
-
«Уверенность в себе»;
-
«Чувства, желания, взгляды»;
-
«Социальные навыки».
Первый раздел «Уверенность в себе» - предлагает
развитие у ребенка осознания своих характерных особенностей и предпочтений,
уникальности и неповторимости своих возможностей своих возможностей. Задача
педагога на этом этапе - помочь ребенку поверить в свои собственные силы,
поддержать его, использовать в целях достижения успеха различные
жизненные и игровые ситуации.
Второй раздел «Чувства, желания, взгляды» - призван
научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также
понимать эмоциональное состояние других детей.
Третий раздел «Социальные навыки» - предполагает
обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с
другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков поведения, умение
самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и
сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Содержание программы реализуется на основе
нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта
учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей из новой
развивающей серии «Маленький человек и большой мир».
Образовательное содержание программы может также включаться в контекст
занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по изобразительной
деятельности и ручному труду, в музыкальных и физкультурных занятиях, а также
использоваться в ходе организации индивидуальной и групповой работы с детьми в
течение дня, при проведении сюжетно-ролевых и других игр.
Для развития игровой деятельности используется технология
«Формирование сюжетной игры в дошкольном детстве» по концепции Н. Л
.Михайленко.
1. Развитие самостоятельной игры
через целенаправленное руководство воспитателем-партнером;
2. Поэтапное формирование игровых
умений и совместной игры на протяжении всего дошкольного детства.
3. Выделяются 3 этапа обучения
игровым умениям:
1 этап - (1,5-3 года) развитие
игровых действий с игрушками, предметами заместителями;
2 этап - (3-5 лет) формирование
умений принимать роль, развертывать игровое действие, менять роль.
3 этап (5-7 лет) овладение
умением придумывать сюжеты игр, согласовывать игровые действия.
4. Особенности процесса
формирования игровых умений:
а) - воспитатель — играющий
партнер,
б) - воспитатель, обеспечивающий
условия для игры.