Парциальная программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Для решения задач познавательного развития: мир природы и мир человека в ДО реализуется парциальная программа  «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Программа рассчитана на детей 3 – 7 лет.

Это концептуальный научно обоснованный психолого­педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

     экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения; отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;

     подготовку персонала, особенно воспитателей (повышение уровня экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);

     конкретную технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах;

     проверку методов работы в экспериментальных дошкольных учреждениях, апробация технологии, повышение эколого­педагогической квалификации воспитателей, проверку функций эколога детского сада;

     перспективу создания программы и целостной технологии личностного развития ребенка с основами экологического мировоззрения.

«Юный эколог» — программа личностного развития. Поэтому ее ведущий стержень — формирование в детях положительного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации к этому миру . Главная цель программы — заложить в детях начала осознанно-правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний.

Для каждой возрастной группы автор разработал свое методическое пособие. Общезначимая цель - воспитание начал экологической культуры, т. е. овладение элементарными экологическими знаниями, начальными представлениями и практическими навыками в области природопользования, формирование осознанно­правильного отношения к объектам и явлениям природы, начальных представлений об экологии человека.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, непосредственная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, учит наблюдать за окружающим миром, устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.

Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые разные ситуации, продолжает его расширять — уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, вместе с воспитателем создают иллюстрации к ним. Рассматривание иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность поможет ввести детей в мир «отраженной природы», мир искусства.Хочу такой сайт

В системе работы с детьми важная роль отводится сказкам. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, сопоставляя ее образы с реальными объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире.

В книге освещены такие методические вопросы, как знакомство детей с функциями человеческого организма; с особенностями использования некоторых природных материалов в хозяйственной деятельности человека; значением чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья людей.

Последовательная работа по данной методике требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения к предлагаемому материалу. Воспитатель по своему усмотрению может упростить или усложнить материал, немного «передвинуть» его во времени, то есть приспособить к конкретным условиям своей группы, природного окружения и индивидуальным особенностям развития детей.

Раздел «Комплексно-тематическое планирование» поможет увидеть общую картину эколого-педагогической работы, системную взаимосвязь мероприятий повседневной жизни и образовательной деятельности на занятиях.

Для решения задач познавательного развития реализуется технология «Детское экспериментирование» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи:

·            Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.

·            Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: о знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); познакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); о развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).

·            Формировать у детей элементарные географические представления.

·             Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

·             Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Данная технология предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности. При систематизации и подборе разделов пособия использован принцип «от простого к сложному».

Данная технология содержит разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества», «Человек и законы природы».

Содержание представленной технологии разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений» по таким критериям, как создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира; знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; знакомство с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); знакомство с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т.п.); развитие любознательности и поддержка инициативы детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.); создание условий для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями; рассказы о Земном шаре, атмосфере (знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр.); знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказы о тайге, тундре, пустыне и пр.; использование художественной литературы, картин, слайдов для ознакомления детей с условиями жизни на Крайнем Севере, в джунглях и т.д.); рассказы о природных богатствах недр Земли (добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.); создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением и пр.); создание условий для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».